Пиенко Людмила Михайловна

Реализуемые программы /направленность:
«Сольфеджио он-лайн», «Удивительное рядом», «Сольфеджио 21 века», «Октава», тьютор проектной мастерской «Грани открытий»

Образовательные платформы:

Skype, платформа Zoom

Обратная связь с обучающимися:

sfera15-67@mail.ru
WhatsApp

Материал для учащихся по программе «Сольфеджио XXI века»

Тема: «Альтерация неустойчивых ступеней в мажоре»

  1. Переписываем номер 331, подписываем счет, устанавливаем тональность, анализируем встречные знаки альтерации.
  2. Смотрим видео, анализируем возможности альтерации в мажоре.
  3. Подписываем номер ступени над альтерированной нотой в номере 131
  4. Читаем правила из учебника, переписываем гамму До-мажор альтерированную.
  5. Закрепляем материал, интонируем гамму До-мажор.

Задание для обратной связи (выслать в Whats up):

  • фото №131 с обозначением тональности и альтерированной ступени, подписанным счетом;
  • аудио-запись с прохлопыванием ритмического рисунка и проговариванием нот в ритме (для пианистов интонирование номера);
  • аудио-запись с интонированием альтерированной гаммы До-мажор
  • проработать самостоятельно возможности альтерации в минорной гамме, выслать фото гаммы Лс-минор;
  • фото №336 с обозначением тональности и альтерированной ступени, подписанным счетом;
  • аудио-запись с прохлопыванием ритмического рисунка и проговариванием нот в ритме №336 (для пианистов интонирование номера);
  • аудио-запись с интонированием альтерированной гаммы Ля-минор;
  • номера учим наизусть.

Материал для учащихся по программе «Октава Плюс»,

1 год обучения
Тема «Размер три четверти, паузы»

  1. Перед началом занятий перед глазами ребенка должен лежать рисунок фортепианной клавиатуры. Это очень важно!
  2. Прослушайте номер 7, определите тональность.
  3. Перепишите номер 7 в тетрадь, подпишите счет под каждой нотой.
  4. Прохлопайте ритмический рисунок песни со счетом.

Проговорите ноты в правильном ритмическом рисунке, держите один темп, не замедляйте и не ускоряйте.

Играйте номер на «немой» клавиатуре медленно, родно, называя звуки.

После проигрывания снова проговорите звуки без игры ровно.

  1. Прослушайте номер 8, определите тональность.
  2. Перепишите номер 8 в тетрадь, подпишите счет под каждой нотой. Под паузами тоже нужно поставить счет, чтобы знать, сколько времени нужно молчать.
  3. Прохлопайте ритмический рисунок песни со счетом.

Проговорите ноты в правильном ритмическом рисунке, держите один темп, не замедляйте и не ускоряйте, называйте все диезы.

Играйте номер на «немой» клавиатуре медленно, родно, называя звуки.

После проигрывания снова проговорите звуки без игры ровно.

Напишите над нотами номера ступеней, помните, что мы находимся в тональности Ми — мажор, а значит «ми» — первая ступень, и от нее идет счет ступеней!

  1. И самое важное!! Попробуйте переписать песню «Чудак» (№8) в тональность До –мажор. Размышляем: Если песня звучит в Ми – мажоре и начинается с ноты «ми», то с какой ноты она будет звучать в До – мажоре? Чтобы правильно перенести песню в До – мажор, внимательно смотрите номера ступеней в Ми – мажоре и напишите их в До –мажоре.
  2. Если справились, молодцы!

Материал для работы на уроках по программе «Октава»

(первая неделя декабря)

  1. Переписываем номер 126, под нотами подписываем счет (обратите внимание на затакт).
  2. Прослушайте номер и определите лад

3. Следующая задача – определить тональность.

Мы видим в ключе один знак – си бемоль.

Вспоминаем порядок мажорных бемольных тональностей (смотрим видео «Знаки в тональностях). Получаем ответ – какая мажорная тональность содержит 2 бемоля. Помним, что номер 126 звучит не в мажоре, а в миноре.

Вспоминаем правило параллельных тональностей: каждая мажорная тональность имеет родственную минорную тональность, тоникой такой тональности является 6 ступень мажорного лада (параллельного).

Находим 6 ступень мажорной тональности и пишем над нотами номера ступеней относительно минорной тоники.

  1. Итоговое прослушивание номера 126

 

5. Читаем правило о трех видах минора. Выясняем, что натуральным минором называется вид гаммы, в которой ступени остаются неизменными по отношению к параллельному мажору, а в гармоническом миноре повышается 7 ступень.

6. Переписываем гамму Ре –минор натуральный и гармонический виды. Смотрим видео с пояснениями

7. Переходим к номеру 127 и выполняем ту же самую работу: переписываем текст и подписываем счет.

8. Слушаем мелодию, определяем лад и тональность.

9. Подписываем номера ступеней в номере 127.

10. Самостоятельно записываем в тетрадь гамму Соль-минор 2 вида: натуральный и гармонический.

 

 

«Знаки в тональностях»

«Три вида минора»

 

Утром, после того, как помогли маме приготовить завтрак, готовим площадку для зарядки: освобождаем середину комнаты, включаем интернет и песню «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»

Во время звучания песни все, кто младше 40 лет прыгают в такт музыки, кто старше – шагают. Заучиваем слова песни. Кто устал, переходим на шаг. Затем, берем в руки соответствующие инструменты и материалы и помогаем убирать дом в том же темпе, в каком звучит песня. Одновременно анализируем ритмический рисунок песни:

  • размер четыре четверти;
  • первые три такты повторяются — на первой и второй долях четвертные ноты, на третьей и четвертой – восьмые;
  • в четвертом такте все восьмые, кроме последней доли.

После уборки, снова включаем песню и уже не прыгаем (чтобы не пылить), а хлопаем ритмический рисунок одновременно с пением. Затем поем слова про себя и прохлопываем ритмический рисунок молча. Следим, чтобы родители правильно хлопали, не путали четверти с восьмыми и не отставали от музыки.

Завершающий этап в работе над песней – прохлопывание ритмического рисунка без музыки. После чего ваша задача – записать рисунок в нотной тетради четвертыми и восьмыми, разделить их на такты. Если что-то будет непонятно – спросить меня в WhatsApp (посмотреть образец выполнения этого задания можно в первом уроке, пункт 4 – сольфеджирование).

Утренняя разминка закончилась. Вся семья занимается своими делами, а вы готовитесь к следующему этапу подключения семьи к хорошему настроению!

Заглядываем еще раз в первый урок. Смотрим номер 5 (музыкально-ритмическая игра) и выучиваем ритмический рисунок так, чтобы не отставать от музыки. Для этого первое время можно останавливать видео. Затем переписать в тетрадь ритмический рисунок всего поезда, учитывая, что вагончики – это такты, а значит нужно поставить тактовые черточки вместо рисования вагончиков. Если вы успеваете правильно хлопать, видеть паузы, значит уже готовы научить всех в семье ехать в составе этого поезда!

 

После обеда!

Включаем видео, сажаем всю семью в поезд и поехали! С первого раза все вряд ли справятся. Поэтому придется отправить поезд по маршруту несколько раз, а можно отложить разучивание на следующий день. Следим, чтобы рисунок был точным. Сделали? Отдыхаем!

Вам, конечно, отдыхать некогда)) нужно продолжить свое музыкальное образование!

Переписываем номер 61 два раза: первый раз с фа диезом в ключе, как и написано в нотах, второй раз не ставим диез в ключе, а пишем его каждый раз перед нотой «фа», как только она встречается в тексте. Справились? Молодцы! Фотографируем и высылаем мне в WhatsApp.

Вечером!

Всей семьей смотрим мультфильм «Гномы и горный король». Этот фильм создан на основе известного произведения норвежского композитора Эдварда Грига «Пер Гюнт».

Перед просмотром взрослые открывают сайт с описанием содержания драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» , читают вслух, затем смотрим фильм, анализируем и запоминаем музыку с ее яркими образами.

Прекрасно! Вы постарались очень хорошо! В течение дня были заняты делом и создали творческую обстановку в доме! По этому плану можно будет работать несколько дней, пока отработаете все четко. В течение недели перепишите № 62 и №63.

Когда надоест песня «Помогатор», вы можете ее заменить на любую другую по вашему вкусу. Точно также шагать и хлопать и научить остальных.

И вечернюю программу можно расширять – послушать другие пьесы из сюиты «Пер Гюнт». Особенно обратите внимание на пьесу «Утро». Под нее желательно порисовать.

Успехов вам! Не болейте! Творите! Мечтайте!

До следующих встреч!

Материал для дистанционных занятий по программе

«Сольфеджио Online», группа 3.1 (вторник 16.00)

Здравствуйте, дорогие мои друзья! Надеюсь, вы все здоровы, бодры и веселы! И продолжаете неустанно развиваться в разных областях. Вы ведь очень активны! Вы прекрасно показали себя при подготовке к смотру на звание «Образцовый художественный коллектив», и если бы не обстоятельства, то, безусловно, подтвердили бы это звание! Но мы с вами точно знаем, что высокий уровень вашей музыкальной подготовки не дается легко. Это все результат постоянного  упорного труда. Я рада за вас!

Сейчас в такой серьезной обстановке многократно увеличилась ваша ответственность за свое образование. Вам самим нужно грамотно распределить свое время, расставить приоритеты и продолжить обучение, чтобы не «застрять» на достигнутом.  С этой целью я предлагаю вам следующий материал. Успехов вам! Те теряйте самообладания! Берегите себя и своих близких! По всем вопросам пишите мне в WhatsApp.

  1. «Дети выбирают мир». Работа над ритмом.

Эту песню вы изучаете в ансамбле «Радуга». Предлагаю вам в качестве разминки поработать над ее ритмом.

Анализ:

  • размер 4/4;
  • каждая фраза начинается с затакта – первая доля отсутствует;
  • движение в основном происходит восьмыми нотами;
  • каждая песенная строчка укладывается в двутакт;
  • во втором такте из этих двух образуется синкопа между второй и третьей долями – сочетание восьмой ноты и четвертной с точкой (на последних двух нотах каждой строчки);
  • четвертая строчка начинается с четвертой доли такта и требует особого внимания.

Алгоритм действий:

При первом прослушивании начинаем шагать с первых звуков с сильной доли в размере 4/4, не поем, хлопаем только первую сильную долю.

Замечаем, что первой сильной доли в первом такте нет. Песня начинается со второй доли.

При втором прослушивании не поем, слушаем синкопу на второй и третьей доле.

Вспоминаем схему дирижирования в размере 4/4.

Поем песню с дирижированием в очень медленном темпе.

Повторяем песню до тех пор, пока ритмический рисунок в вашем исполнении станет точным.

  1. Работа с нотным текстом:
  • перепишите в нотную тетрадь №105 и №118 в инструментальном виде, то есть без слов, объединяя восьмые и шестнадцатые под одно ребро;
  • прохлопайте ритмический рисунок в едином темпе;
  • заучите его;
  • проговаривайте ноты соответственно рисунка;
  • определите тональность;
  • спойте гамму в данной тональности и упражнения (вводные ступени, три вида минорной гаммы, мотивы ступеней в натуральном и гармоническом миноре, тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия с обращениями);
  • пропойте номера сольфеджио;
  • транспонируйте номера письменно в тональности Ля – минор и Си – минор;
  • в одной из тональностей подпишите интервалы, образующиеся в мелодии;
  • заметьте, что в №118 пунктирный ритм, а в песне «Дети выбирают мир» такой же ритм, но перевернутый, и это как раз синкопа;
  • сделайте фото и вышлите мне в

Все сделали? А теперь отдыхать!

Посмотрите мультфильм «Гадкий утенок» Гарри Бардина. Получите огромное удовольствие! Он находится на этой же странице ниже, после урока «Закрепление темы «Интервалы». Кстати, вполне можете проработать этот урок завтра!

Всего вам доброго! Успехов и удовольствия!

Закрепление темы: «Интервалы» для обучающихся по программам «Сольфеджио Online» и «Октава».

Основные разделы работы на занятиях по указанным программам следующие:

  1. Изучение нотной грамоты
  2. Работа с метроритмом
  3. Интонирование в ладу
  4. Изучение интервалов
  5. Работа с песенным материалом

Наиболее сложным материалом на сегодняшний день являются интервалы. Поэтому предлагаю начать с них. Прежде чем начинать занятие, необходимо распечатать рисунок фортепианной клавиатуры с изображением двух октав. Тактильные ощущения помогут детям быстрее усвоить тему (рисунок 1)

 

План занятий

на первую неделю (23.03-27.03) для  детей, обучающихся по программе «Октава» в группах 1.1, 1.2, 1.3 (вторник 9.00, 10.40, 14.15), «Сольфеджио Online» в группх 1.1 и 1.2 (среда)

  1. Музыкально-ритмическая разминка.

Работа с песней «Семь нот» из мультфильма «Маша и Медведь»

Алгоритм действий:

При первом прослушивании начинаем шагать с первых звуков с сильной доли в размере 4/4, не поем, хлопаем только первую сильную долю.

При втором прослушивании поем, прохлопываем только затакт (две восьмые на четвертой доле).

При третьем прослушивании стоим, не шагаем, не поем, хлопаем весь ритмический рисунок.

  1. Работа с интервалами.

Смотрим видеоролик здесь 

Смотрим видеоролик с примером построения интервалов от ноты «До» в классе с урока здесь, одновременно смотрим свои записи в тетради.

Строим на виртуальной клавиатуре  интервалы вверх и вниз от нот: «До» и «Соль». Черные клавиши не используются. Вначале мы изучаем модели интервалов, только потом переходим к их расширению и сжатию.

Записываем в тетради интервалы от ноты «Соль» вверх и вниз по образцу в тетради.

Фотографируем, высылаем фотографию WhatsApp педагога.

Если возникли проблемы, читаем дополнительно информацию здесь (три листа из всего объема)

И смотрим презентацию «Понятие об интервалах»

  1. Повторение знаков в тональности

Смотрим видеоролик, проговариваем вместе с детьми.

  1. Сольфеджирование.

Смотрим видеоролик с исполнением №30. Выполняем все действия вместе с детьми. Заучиваем ноты, не отставая от темпа музыки.

В таком же порядке работаем с №6 (поем вместе с мальчиком, затем без него) здесь

В нотах находим и подписываем интервал терцию (3)

Примечание: дети, обучающиеся по программе «Сольфеджио Online» могут почитать информацию об интервалах в учебнике «Краткий курс элементарной теории музыки». Но я не советую ее читать детям перед занятием сольфеджио. Эта подсказка вам, родители, для помощи вашим детям, если у них будут затруднения.

  1. Музыкально-ритмическая игра (хлопать ритмический рисунок) здесь
  2. Заключение. Смотрим тренажер для запоминания нот.

Уважаемые дети и родители!

Предлагаю вашему внимаю прекрасный музыкальный мультипликационный фильм Гарри Бардина «Гадкий утенок». Это прекрасная возможность отдохнуть всей семьей и получить огромное удовольствие от музыки и прекрасной игры выдающихся актеров.

«Гадкий утёнок» — первый полнометражный мультфильм режиссёра Гарри Бардина. Премьерный показ состоялся на кинофестивале в Локарно 11 августа 2010 года[2], а российская премьера — в Московском международном доме музыки 14 сентября 2010 года. В кинотеатрах страны с 16 сентября 2010 года. Авторская интерпретация одноимённой сказки Ханса Кристиана Андерсена.

Роли озвучивали

В фильме звучит музыка Петра Ильича Чайковского из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», аранжированная композитором Сергеем Михайловичем Анашкиным. Некоторые фрагменты аранжированы под песни на стихи Юлия Кима. Примечательным является факт переделки вальсов в марш (смотри Торжественный марш), а также необычной аранжировки сцены из «Лебединого озера» в песню «Гадкий, утенок гадкий…».

  1. Вступление — Сцена 6из балета «Щелкунчик»
  2. Вылупление птенцов — Pas de deux: Вариация II (Танец феи Драже)из балета «Щелкунчик»
  3. Гимн — Танец с кубками / Вальсиз балета «Лебединое озеро»
  4. Сцена корма — Дивертисмент: в) Чай (Китайский танец)из балета «Щелкунчик»
  5. Сон Гадкого утёнка — Вступлениеиз балета «Лебединое озеро»
  6. Первая ария Гадкого утёнка («О, как вокруг темно…») — Сцена 10из балета «Лебединое озеро»
  7. Сцена 1 — Сцена с танцами: Демонический танец пружинных куколиз балета «Щелкунчик»
  8. Диалог Курицы и Утки («Ну вот, нам ясно, наконец…») — Танцы лебедей: VII) Codaиз балета «Лебединое озеро»
  9. Танец цыплят — Русский танециз балета «Лебединое озеро»
  10. Танец утят — Pas de deux: II) Andante-allegroиз балета «Лебединое озеро»
  11. Танец Гадкого утёнка — Pas de deux: IV) Codaиз балета «Лебединое озеро»
  12. Вторая ария Гадкого утёнка («Вот, снова я один…») — Сцена 10из балета «Лебединое озеро»
  13. Сцена с лебедями — Вальсиз балета «Лебединое озеро»
  14. Сцена 2 — Танцы лебедей: V) Pas d’actionиз балета «Лебединое озеро»
  15. Сцена с лисой — Сцена 6 / Вальс снежных хлопьевиз балета «Щелкунчик»
  16. Третья ария Гадкого утёнка («Как, как попасть домой…») — Сцена 10из балета «Лебединое озеро»
  17. Сцена 3 — Дивертисмент: д) Танец пастушковиз балета «Щелкунчик»
  18. Сцена 4 — Танцы лебедей: III) Allegro moderato (т. н. «Танец маленьких лебедей»)из балета «Лебединое озеро»
  19. Сцена 5 — Танцы лебедей: V) Pas d’actionиз балета «Лебединое озеро»
  20. Торжественный марш — Марш / Вальс цветовиз балета «Щелкунчик», Pas de deux: I) Tempo di valse ma non troppo vivo, qasi moderato / Pas de deux: IV) Codaиз балета «Лебединое озеро»
  21. Сцена 6 — Испанский танециз балета «Лебединое озеро»
  22. Сцена 7 — Сцена 10из балета «Лебединое озеро»
  23. Ария Дикого Гуся («Сын мой, не слишком торопись…») — Pas de deux: Andante maestosoиз балета «Щелкунчик»
  24. Сцена 8 — Вступлениеиз балета «Лебединое озеро»
  25. Заключительная сцена — Финальная сцена 29из балета «Лебединое озеро»

Материал для занятий в дистанционном режиме

по программе «Сольфеджио XXI века»

  1. Повторение темам: «Лад», «Интервалы и их обращения», «Виды трезвучий, их обращения», «Септаккорд»           
  2. Повторение упражнения В. Кирюшина №1, №14, №17. Выучить №69
  1. Песни для самостоятельного изучения и сольфеджирования. Алгоритм действий:
  • прослушать песню;
  • определить тональность;
  • выучить мелодию на слух;
  • транспонировать мелодию в удобную тональность;
  • записать ее нотами в тетради;
  • сольфеджировать наизусть под аккомпанемент «минус голос» и без аккомпанемента.
  1. Колыбельная страны птиц (для Кристины), 5. минус
  2. Санта-Лючия (для Насти), минус 7.
  3. Natalie Cole — Don’t Get Around Much Anymore (для Миланы), минус 9
  4. Песня о далекой Родине (для Давида), минус 11, ф-но 11
  5. My way (для Радомира)
  6. Frank Sinatra Let It Snow (для Лизы) здесь, 14 минус
  7. Зеленые рукава Саба поет по своим нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент
  1. Номера 383, 384, 385, 357, 416,417, 418 выучить наизусть
  1. Игра на сайте http://www.teoria.com/exercises/index.php по темам.

По исполнению заданий выслать аудиофайл на WhatsApp преподавателя

 

План занятий

на вторую неделю (30.03-05.04) для  детей, обучающихся по программе «Октава» в группах 1.1, 1.2, 1.3 (вторник 9.00, 10.40, 14.15), «Сольфеджио Online» в группах 1.1 и 1.2 (среда)

  1. Музыкально-ритмическая разминка.

Работа с песней «Интернет» из мультфильма «Фиксики»

В этой песне используется ритм синкопы, то есть смещение акцента с сильной доли на слабую. Чтобы вы могли это наиболее точно воспроизвести при исполнении песни, предлагаю следующий алгоритм действий:

При первом прослушивании начинаем шагать с первых звуков с сильной доли в размере 4/4, не поем, хлопаем только первую сильную долю.

Замечаем, что первой сильной доли в первом такте нет. Песня начинается со второй доли.

При втором прослушивании не поем, слушаем именно четвертую долю и на ней проговариваем слово «шаг».

При третьем прослушивании поем, следим, чтобы четвертая доля (шаг) являлся паузой в голосе. Проговариваем во время этого шага слово «шаг» «про себя».

Повторяем песню до тех пор, пока ритмический рисунок в вашем исполнении станет точным.

  1. Работа с ритмом.

Прохлопайте ритмический рисунок №60.

Определите тональность. Определите затакт. Прохлопайте такты с восьмыми паузами. Перепишите номер в свою тетрадь. Подпишите счет. Просчитайте вслух с хлопками. В медленном темпе проговорите ноты согласно ритмического рисунка.

Сделайте аудиозапись, вышлите мне на вотсапп.

 

  1. Письменная работа

Перепишите № 32 в свою тетрадь.

Над каждой нотой поставьте цифру, обозначающую номер ступени в гамме. (До – мажор)

Затем найдите в тексте (в нотах) расстояния терции и кварты, обозначьте их цифрами 3 и 4.

Перенесите (транспонируйте) песню в тональность Ре – мажор, одновременно с обозначением ступеней.

Снова найдите терции и кварты в тексте и обозначьте их.

Для повторения материала об интервалах обратитесь к первому уроку, пункт 2 «Работа с интервалами». При этом имейте при себе виртуальную клавиатуру фортепиано и повторяйте все действия вместе с видеороликом.

 

Затем проработайте весь первый урок еще раз.

Через два дня проделайте эту же работу еще раз. Успехов вам!!!