Гимнастика слуха

Вводное занятие для обучающихся по программе «Гимнастика слуха»

2023-2024 учебный год

(22.11.23)

Здравствуйте, уважаемые родители!

Эту страницу я создаю для обучающихся первого года по программе «Гимнастика слуха». Эта программа рассчитана на один год, затем дети проходит на вторую ступень «Сольфеджио on-line» — 2, 3, 4 года обучения и завершает весь курс программа «Сольфеджио XXI века». Вот такой у нас план. За долгие годы работы в ЦДО было много детей, которые учились дополнительно еще 2-3 года. Кто-то ради творчества и интереса, кто-то для поступления в музыкальное училище или в театральный колледж… Цели у всех разные, но одно очевидно – этот предмет активно развивает мышление, учит логике, самоанализу, анализу звучащей вокруг музыке, прививает вкус. Как говорит Татьяна Черниговская, нейробиолог, детей нужно учить всему!

Итак, перейдем непосредственной к схеме работы этой страницы.

За два месяца работы мы уже усвоили некоторые знания по предмету. Я их здесь буду перечислять и выкладывать упражнения на закрепление. Многие задания будут в форме игры, также вы увидите ссылки на сайты, где дети могут играть самостоятельно.

Что мы изучили за два месяца:

  1. Клавиатура фортепиано:
  • делится на 3 регистра – высокий, низкий, средний;
  • делится на октавы – 1,2,3,4 вверх, малая, большая, контроктава, субконтроктава вниз. В октаве 8 звуков
  • черные клавиши не имеют своего названия, они являются диезами и бемолями от рядом стоящих;
  • диез повышает звук на полтона;
  • бемоль понижает звук на полтона;
  • полутон – самое близкое расстояние (две соседние клавиши).

2. Мы узнали, что есть множество музыкальных инструментов, которые издают звуки разной высоты. Посмотрите мультфильм.

3.  Правописание нот:

  • Ноты пишутся на нотном стане;
  • Ноты на линейках – 1-ми, 2-соль, 3-си, 4-ре второй октавы, 5-фа второй октавы;
  • Остальные ноты между линейками;
  • Возле ноты пишется штиль с правой стороны вверх и с левой вниз;
  • Тренировались на этом тренажере https://yandex.ru/video/preview/9991432744397734942 — запомнить ноты за 15 минут.

4. Сколько длятся ноты:

  • Четвертная – один шаг;
  • Половинная  — 2 шага

5. Понятия:

  • Лад – мажорный и минорный;
  • Высота лада, то есть тоника
  • К тонике прибавляем лад = тональность
  • В каждой тональности тоника всегда первая ступень
  • От нее идет счет всех ступеней вверх.

6. Разучили по нотам номера: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 10а

7. Анализ номеров:

  • №1 – тоника «до», лад мажорный = тональность До мажор. Длительности четвертные и половинные
  • №2 – то же самое
  • №3 – тоника «ре», лад минорный = тональность Ре минор
  • №4 – как первые два
  • №10 – как первые два. Под каждой нотой написан номер ступени, начиная от тоники
  • №10а – та же песенка, что в №10, но от тоники «ре», поэтому записана на один звук выше в тональности Ре-мажор.

Проверьте, пожалуйста, все записи. В тетради на обложке записаны правила, а на нотных станах – номера. Если кто-то пропустил занятие – доделайте.

Теперь можно отдохнуть.

8. Послушайте произведение А. Вивальди. Осень

9. Для контраста эмоций послушайте произведение А. Пьяццоллы Времена года в Буэнос Айресе и посмотрите картины к нему.

10. Интересным для детей будет и просмотр видео с исполнением регтайма «Кленовый лист».

Смотрите по состоянию и заинтересованности детей, разделите работу на две или несколько частей. Выбирайте выходной день. Не торопитесь.

Материал для подготовки к итоговому занятию по программе «Гимнастика слуха»

(18 апреля 2023)

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

До лета осталось совсем немного времени! Солнышко уже показало нам, на что оно способно: деревья зацвели, травка зазеленела, море тепло улыбается)))

Нам осталось завершить обучение по программе и подвести итог.

В этом году все хорошо потрудились, получили хорошую базу музыкальных знаний. Давайте все расположим по полочкам:

Знаем:

  • правила записи нот в скрипичном ключе;
  • характерные особенности жанров: песня, танец, марш;
  • основные метро-ритмические формулы;
  • понятия устойчивости и неустойчивости;
  • порядок интервалов;
  • понятия: лад, тональность, знаки альтерации, энгармонические звуки, ступени в ладу, такт, доли, затакт, паузы, фразы, предложения.

Умеем:

  • определять общий характер произведения;
  • интонировать одноголосную мелодию с аккомпанементом;
  • сольфеджировать простые мелодии в заданной тональности;
  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками.

Чтобы убедиться в этом, попробуйте поработать с этим материалом, который я расположу ниже.

  1. Собери пазлы в следующей игре и получишь мелодию. Заметь, тональность здесь До мажор. Внизу ты увидишь подсказки о том, в каком порядке располагаются такты. Запиши их в этом порядке и ты получишь мелодию.
  2. Теперь реши этот тест. В нем почти все вопросы тебе знакомы. Можно не распечатывать его, а просто записать в тетради номера правильных ответов.
  3. Ты помнишь, как звучит порядок цифр на латинском языке? Посмотри на эту картинку и заучи порядок интервалов так, чтобы ты мог сказать цифры не только по порядку, но и вразброс.
  4. А теперь давай посмотрим, как ты научился красиво писать ноты. Перепиши номера 48 и 50 себе в тетрадь, поставь бемоли так, где это нужно. На уроке мы разберемся, что за тональности получились в этих песнях.
  5. В следующих номерах ты услышишь песенки ступеней. Ты же помнишь, что самой главной нотой является тоника, то есть первая ступень. Она дает название тональности, и от нее начинается счет всех ступеней в гамме. Нам нужно научиться хорошо слышать их высоту.
  6. В следующей картинке ты найдешь ответы на два вопроса из теста. Оказывается, существует условная запись тональностей, чтобы ноты можно было читать быстрее. Эта запись тоже строится на латинском алфавите. Алфавит этот начитает обозначение от ноты «ля».          ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха). Эти знания помогут тебе ответить на вопросы номер 9, 10 и 21.
  7. Последним заданием будет пение пройденных номеров в течение года: 17, 23, 30, 31, 71, 81. Мы можем: определить тональность, просчитать, прохлопать, проговорить ноты и спеть под аккомпанемент.
  8. После работы всегда нужен приятный отдых. И как раз для этого посмотрите видеоролик с репродукциями картин Айвазовского под приятную музыку. Эту музыку сочинил Френсис Гойя, бельгийский гитарист и композитор. Пока будете смотреть, прислушайтесь – где-то услышите знакомые инструменты, где-то мажорный или минорный лад, где-то еще интересные знакомые вам элементы музыки. Вот и отдых!

 

Материал для подготовки к итоговому занятию за первое полугодие

Здравствуйте, мои дорогие юные музыканты!

Я очень рада встрече с вами на этой странице!

Вы еще никогда здесь не были, но уверяю вас, что здесь вы найдете много интересного для себя, своих друзей и родителей. Впереди каникулы, и у вас будет время вдоволь наиграться! Чем вы можете заняться? Раскрашивать ноты и длительности, играть в ритмические игры, проигрывать упражнения на своих клавиатурах вместе со мной, петь песни и упражнения, слушать музыку и смотреть интересные мультфильмы. В общем, дел невпроворот )

Итак, начнем.

  1. Разучи песню А. Островского и Э. Петрова «Чтоб выучиться пению». В припеве пропевай гамму До мажор. Повтори запись нот на нотном стане.
  2. Положи перед собой «немую» клавиатуру, включи на воспроизведение упражнение №2 Владимира Кирюшина. В первой части следи за движением звуков по клавиатуре, а во второй части пой сам по фонограмму «минус голос».
  3. А теперь давай закрепим написание нот на нотном стане. Прочитай эти слова, найди в них ноты и напиши их на своих местах. Если нет печатной версии, то проговори словами, где пишется каждая нота.
  4. На следующей картинке продолжаем повторять ноты, отгадывая загадки.
  5. Отлично! С нотами полный порядок! Теперь давай разберемся с клавиатурой. Вспомни, как выглядит полутон, подпиши его или просто назови, между какими клавишами какие расстояния.
  6. Теперь выполняй упражнения вместе со мной

  7. Настало время увлекательных ритмических игр. Для начала, повторим, какие бывают длины нот. Прохлопайте рисунки на картинках и выбери правильный ритмический рисунок один из трех.
  8. Раскрась елочную игрушку точно в соответствие с длительностями.
  9. Прохлопай ритмический рисунок для овощей.
  10. Ну что ж, можно теперь повторить номер 19 (песня-поздравление с новым годом) и спеть ее под фонограмму. Ты видишь, что у тебя в нотах только один куплет. Было бы прекрасно, если бы ты вместе с родителями или бабушкой и дедушкой сочинил еще хотя бы один куплет))

Сегодня ты на славу потрудился! Посмотри теперь фрагменты из мультфильмов. Это песни-загадки. Звучит песня из мультфильма и в течение 10 секунд нужно угадать название. После этого открывается видеоизображение. Успехов!

P.S: если сложно сделать весь урок сразу, разделите его на 2 или 3 части и сделаете его в течение недели.

11. Завершают нашу встречу произведения, которые мы слушаем сейчас на уроках (проговаривайте имя композитора и название произведения): Иоган Себастьян Бах. Шутка, Иоган Себастьян Бах. Токката и фуга ре-минор для органа, Эдвард Григ. В пещере горного короля.



Ритмические игры

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вы в прошлый раз уже познакомились с моей страницей. Надеюсь, она вам понравилась и вы с удовольствием поиграли. Сегодня продолжаем играть по той же схеме: поем упражнения и песни, раскрашиваем ноты, учим клавиатуру, играем в ритмические игры. В общем, каникулы проводим весело!

  1. Поем песню «Чтоб выучиться пению». Напоминаю, что в песне звучит гамма До мажор. Вспоминаем, что любая мажорная гамма строится одинаково: тон, тон, полутон, 3 тона, полутон. И только в гамме До мажор нет знаков альтерации, они идет по белым клавишам. Если мы будем петь гамму Ре – мажор, то там будет уже два диеза (фа диез и до диез), тогда соотношения тонов и полутонов останутся правильными. Если будем петь гамму Ми – мажор, то там уже будет 4 диеза (да диез, до диез, соль диез и ре диез) и снова сохранится соотношение тонов и полутонов. Итак разбираемся и пробуем. Клавиатура лежит перед тобой.



  2. Теперь включаем упражнение №2 В. Кирюшина и поем по схеме с клавиатуры п. 2 из прошлого урока)
  3. Посмотри картинки, подпиши ноты.
  4. Повтори упражнения на клавиатуре по материалу прошлого урока.
  5. Посмотри ритмическую игру и отметь для себя, где звучат четвертные ноты, а где восьмые.
  6. А теперь попробуй придумать свои ритмические рисунки под музыку Дмитрия Шостаковича. Вальс-шутка.
  7. А теперь поиграй в ритм со снеговиками и солнечными лучиками.

  8. Завершаем мы урок всегда слушанием красивой музыки. Сегодня я продолжаю список произведений полькой Иогана Штрауса. Произведения этого венского композитора всегда звучат в новогодние праздники. Они яркие, торжественные, веселые. Прекрасно поднимают настроение.

С новым годом, дорогие друзья!!!

Упражнения – игры  для закрепления пройденных тем 

Основными темами программы были:

  • Знакомство с понятиями: тоника, тональность, мажор, минор, тон, полутон, гамма, знаки альтерации, устойчивые ступени, тоническое трезвучие.
  • Длительности звука, ритмический рисунок, паузы, размер такта, сильная и слабая доли, затакт.
  • Трезвучия на всех ступенях лада, главные трезвучия.
  • Формирование ритмических групп.

Все эти знания можно закрепить в играх, которые я и предлагаю

  1. Положите перед собой клавиатуру и, подсматривая в нее, называйте клавиши по-порядку, как указано на картинке.

  1. Прохловай все ритмические рисунки под картинками. Выбери тот, который подходит к ритму изображения, прохлопай и проговори.

  1. Здесь задание немного посложнее – проговори и прохлопай название предмета и запиши ритм под ним.

  1. В снежинках размещен ритм в размерах две четверти и три четверти. Найди их и раскрась разным цветом.

  1. На этой картинке нужно определить тоны и полутоны, подчеркнуть правильный ответ.

  1. И самое интересное задание! Внимательно прочитайте, как расставлены такты, что в них содержится и запишите мелодию в тетрадь.

Веселые весенние каникулы

Здравствуйте,  дорогие друзья!

Сейчас идут каникулы, и, надеюсь,  у вас найдется время поиграть на своих клавиатурах упражнения и посочинять музыку!

Предлагаю вам 3 вида творческих заданий:

  1. упражнения по порядку, как мы делаем на уроке;
  2. потом нотные примеры к ним;
  3. затем игры на сочинение мелодии из сообщества «Я люблю сольфеджио» (в контакте);
  4. в завершение — просмотр мультфильмов

Итак, положите перед собой распечатанную страницу, где изображены клавиатуры с гаммами До мажор, Ре мажор, Ми мажор.

Включайте видео 1, 2, 3 и повторяйте упражнения на клавиатуре.

Найдите у себя в тетради запись номеров 13 и 15. Если их нет – перепишите. И также перепишите номер 16.

Внимательно просмотрите эти примеры. Они вам знакомы, мы их пели на уроке. Определите тональности.

Номер 13 – в До мажоре

Номер 16 – в Ре мажоре.

Номер 15 – в Ми мажоре.

В каждом номере необходимо вверху над нотами написать номер ступени, а внизу под нотами написать счет длительностей.

Если с этим справились – молодцы!

Дальше смотрим видео об устойчивых ступенях, затем поем номера 29 и 29 а.

И последнее —  смотрим видео о трезвучиях и проигрываем трезвучия на своей клавиатуре.

Урок закончен. Теперь можно послушать сказку «О двух братьях», а затем перейти к просмотру мультфильмов о музыкантах, расположенных ниже или тех, что вам нашли родители.

СКАЗКА О ДВУХ БРАТЬЯХ

До встречи на уроках!

Веселые занятия с шумовым оркестром!

Каникулы – это прекрасно! Но… Вдруг вам станет скучно? Вдруг будет долгий дождь? Вдруг в доме появится запах печали и уныния? Есть выход!!! Предлагаю ритмические игры для всей семьи.

Во-первых, в преддверии Нового года очень важно выучить песню-поздравление и научить всю семью. Вот она – номер 19. Там всего один куплет, сочините вместе с родителями еще парочку.

Порядок разучивания песни:

  1. Определить тональность.
  2. Определить размер.
  3. Переписать или распечатать текст (то есть ноты)
  4. Подписать счет.
  5. Прохлопать рисунок несколько раз, пока не заучите.
  6. Проговорить ноты в ритме несколько раз, пока не получится ровный ритм, без остановок.
  7. Спеть тоническое трезвучие.
  8. Петь ноты, понимая, что от первой ноты ко второй расстояние крайних звуков трезвучия.
  9. Заучить мелодию и только потом подставить слова и выучить ее со словами.
  10. Теперь можно включить фонограмму и петь под нее.

  1. Поздравляем всех гостей!

(не забудьте сочинить еще куплеты)

Теперь попробуем создать домашний оркестр. Сколько вас человек в доме? Каждому в руки нужен любой «инструмент». Например, деревянные ложки или любые деревянные палочки или лопатки. Может быть есть колокольчик или детские погремушки, или крышки кастрюль (только не стеклянные). Посмотрите внимательно вокруг, пофантазируйте. Только возьмите то, что не разобьется и не опасно.

Вооружились? Включаем видео и пробуем!

Ну что ж, теперь нам точно понадобится помощь родителей! Без них никак!

В следующем видео нужно очень быстро формировать ритмический рисунок. Не обязательно его делать точно таким же. Главное понять принцип и выбрать мелодию сначала помедленнее.

Смотрим видео

Не отставайте от родителей в выходные дни! Пусть придумывают новые рисунки! А вы старайтесь попадать точно в долю!

А теперь самое интересное – ритмическая гимнастика. Смотрите картинку, читайте внимательно и действуйте! Сначала в медленном темпе, затем быстрее, как –будто вы сели в поезд, а потом в самолет))

Устали? Отдыхайте! Для начала посмотрите интересный мультфильм с музыкой великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Это симфония номер 5. Симфония – это произведение для оркестра в нескольких частях. Но вы посмотрите только маленький самый известный фрагмент.

Интересно? Можете продолжить свой отдых под приятную классическую музыку из этого списка. Попросите родителей найти вам эти произведения именно в исполнении этих артистов и слушайте каждый день по 15 минут одни и те же, чтобы запомнить их и начинать их подпевать про себя.

А еще есть мультики о самих композиторах и фантазии художников на их музыку.

Приятного прослушивания и просмотра! До следующих встреч!

Выходные с родителями

Дорогие мои дети, как вы живете в новых условиях? Чем наполняете свой день? Как поддерживаете атмосферу в своей семье? Как помогаете взрослым не падать духом? Ведь сейчас не только вы, но и ваши родители нуждаются в поддержке! Хорошо, если у вас есть братья и сестры. А если нет…

Тогда я предлагаю вам создать семейную группу любителей музыки «Фантазер». Конечно, вы будете руководителем этой группы, и на вас будет лежать серьезная ответственность за создание несерьезной обстановки в доме!

Предлагаю вам план создания такой обстановки!

Утром, после того, как помогли маме приготовить завтрак, готовим площадку для зарядки: освобождаем середину комнаты, включаем интернет и песню «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»

Во время звучания песни все, кто младше 40 лет прыгают в такт музыки, кто старше – шагают. Заучиваем слова песни. Кто устал, переходим на шаг. Затем, берем в руки соответствующие инструменты и материалы и помогаем убирать дом в том же темпе, в каком звучит песня. Одновременно анализируем ритмический рисунок песни:

  • размер четыре четверти;
  • первые три такты повторяются — на первой и второй долях четвертные ноты, на третьей и четвертой – восьмые;
  • в четвертом такте все восьмые, кроме последней доли.

После уборки, снова включаем песню и уже не прыгаем (чтобы не пылить), а хлопаем ритмический рисунок одновременно с пением. Затем поем слова про себя и прохлопываем ритмический рисунок молча. Следим, чтобы родители правильно хлопали, не путали четверти с восьмыми и не отставали от музыки.

Завершающий этап в работе над песней – прохлопывание ритмического рисунка без музыки. После чего ваша задача – записать рисунок в нотной тетради четвертыми и восьмыми, разделить их на такты. Если что-то будет непонятно – спросить меня в WhatsApp (посмотреть образец выполнения этого задания можно в первом уроке, пункт 4 – сольфеджирование).

Утренняя разминка закончилась. Вся семья занимается своими делами, а вы готовитесь к следующему этапу подключения семьи к хорошему настроению!

Заглядываем еще раз в первый урок. Смотрим номер 5 (музыкально-ритмическая игра) и выучиваем ритмический рисунок так, чтобы не отставать от музыки. Для этого первое время можно останавливать видео. Затем переписать в тетрадь ритмический рисунок всего поезда, учитывая, что вагончики – это такты, а значит нужно поставить тактовые черточки вместо рисования вагончиков. Если вы успеваете правильно хлопать, видеть паузы, значит уже готовы научить всех в семье ехать в составе этого поезда!

После обеда!

Включаем видео, сажаем всю семью в поезд и поехали! С первого раза все вряд ли справятся. Поэтому придется отправить поезд по маршруту несколько раз, а можно отложить разучивание на следующий день. Следим, чтобы рисунок был точным. Сделали? Отдыхаем!

Вам, конечно, отдыхать некогда)) нужно продолжить свое музыкальное образование!

Переписываем номер 61 два раза: первый раз с фа диезом в ключе, как и написано в нотах, второй раз не ставим диез в ключе, а пишем его каждый раз перед нотой «фа», как только она встречается в тексте. Справились? Молодцы! Фотографируем и высылаем мне в WhatsApp.

Вечером!

Всей семьей смотрим мультфильм «Гномы и горный король». Этот фильм создан на основе известного произведения норвежского композитора Эдварда Грига «Пер Гюнт».

Перед просмотром взрослые открывают сайт с описанием содержания драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» , читают вслух, затем смотрим фильм, анализируем и запоминаем музыку с ее яркими образами.

Прекрасно! Вы постарались очень хорошо! В течение дня были заняты делом и создали творческую обстановку в доме! По этому плану можно будет работать несколько дней, пока отработаете все четко. В течение недели перепишите № 62 и №63.

Когда надоест песня «Помогатор», вы можете ее заменить на любую другую по вашему вкусу. Точно также шагать и хлопать и научить остальных.

И вечернюю программу можно расширять – послушать другие пьесы из сюиты «Пер Гюнт». Особенно обратите внимание на пьесу «Утро». Под нее желательно порисовать.

Успехов вам! Не болейте! Творите! Мечтайте!

До следующих встреч!