Октава maxima

2023-2024 учебный год

Сольфеджио online 3 год обучения

8 декабря 2023

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы продолжаем наше общение на этой странице. Это очень удобно, так как вы всегда можете подсмотреть и закрепить тот материал, который мы прошли и выполнить все упражнения, если даже не были на уроке.

В этом году мы пока занимаемся только повторением пройденного в прошлом. Нужно сказать, что объем тем, изученных в прошлом году соответствует шестому классу музыкальной школы, поэтому наша задача в этом году – закрепить темы так, чтобы мы могли владеть не только знаниями, но и умениями, то есть могли использовать их в своем музыкальном творчестве.

В оценке своих знаний мы всегда представляем себе самостоятельную работу с музыкальным материалом. Например, если нам нужно прочитать с листа незнакомую мелодию (спеть ее или подобрать на инструменте аккомпанемент), мы предварительно ее анализируем.

Раздел I

ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА, ПОДБОР АККОМПАНЕМЕНТА

  1. Определяем основную тональность по ключевым знакам. Что для этого нужно?
  • Знать порядок бемольных и диезных тональностей. Дорожки тональностей расходятся от ноты «до» по трем тонам вверх, затем полутон и снова три тона, начиная с четных чисел.
  • Порядок диезных тональностей начинается с ноты «до» и идет вверх в таком порядке: 3 целых тона, полутон и еще 3 целых тона, то есть До мажор (0знаков), Ре мажор (2), Ми мажор(4), Фа диез мажор (6), Соль мажор (1), Ля мажор (3), Си мажор (5), До диез мажор (7)
  • Порядок бемольных тональностей начинается также с ноты «дол» идет такими же шагами, но вниз в таком порядке: До мажор (0 знаков), Си-бемоль мажор (2), Ля-бемоль мажор (4), Соль-бемоль мажор (6), Фа мажор (1), Ми-бемоль мажор (3), Ре-бемоль мажор (5), До-бемоль мажор (7)
  • Порядок диезов при ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си
  • Порядок бемолей при ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

До мажор – 0 знаков и так далее…

Давайте для примера возьмем номер 315 и сделаем его анализ.

Видим в ключе 1 бемоль. Проходим бемольную дорожку и устанавливаем две параллельные тональности Фа мажор и Ре минор. Определяем основную тональность Ре минор, так как начало и завершение мелодии указывают нам на этот факт. Обращаем внимание, что звучит натуральный вид минора, так как нет признаков повышения VI и VII ступени.

  1. Анализируем повторы. Определяем форму.

Видим повторы двух разных мелодических отрезком: в первом предложении 4 такта мелодии сначала звучат в основной тональности от первой ступени, затем на терцию выше, то есть от III ступени, предположительно в параллельной тональности. Вспоминаем, что это восходящая секвенция с терцовым шагом.

Во втором предложении тоже есть повторы на разной высоте, но звенья в два раза короче – по два такта и шагают они вниз на терцию.

Определяем общую форму – период неповторного строения.

  1. Анализируем интервальный состав мелодии.

Первое предложение: первое звено – круговое движение от первой ступени с возвращением к тонике через восходящую кварту и нисходящую квинту, второе звено – то же самое на терцию выше.

Второе предложение: первое звено — круговое движение от VI ступени вниз, второе звено – от IV ступени, последний четырёхтакт – кадансовое построение, включающее октавных ход от тоники до тоники и гаммообразное движение вниз.

  1. Прорабатываем интонационно интервальные скачки – кварта, квинта, октава.
  2. Работаем с ритмом. Ритм ровный простой, поэтому сразу проговариваем нотный текст в ритме
  3. Исполняем мелодию по нотам целиком, слушая гармонические функции, заложенные в ней.
  4. Играем главные трезвучия в качестве аккомпанемента. Если затрудняемся – анализируем ступеневый состав мелодического оборота. Не забываем о возможности отклонения в параллельную тональность.

Вот такой объем работы с таким результатом вы способны сделать самостоятельно. И здесь нет ничего сложного.

Предлагаю потренироваться на уже выученных номерах.

№№ 165, 135, 362, 315, 316.

Раздел II. Работа с гаммами.

В качестве подготовительного материала мы в этом году прорабатывали следующие тональности:

  • Си-бемоль мажор
  • Соль минор
  • Три вида мажорных гамм (мелодический мажор – при движении вниз понижаются VII и VI ступени)
  • Правила записи мажорной хроматической гаммы – при движении вверх не повышаются III и VI ступени, вниз – I и V
  • Минорной хроматической гаммы – при движении и вверх и вниз не изменяются I и V ступени.

Для закрепления интонационных навыков в ладу и знаний строения гамм пойте упражнения В. Кирюшина №№ 1, 2, 6, 7, 94, 120, 144.

 

Раздел программы «Сольфеджио online» — работа с интервалами.

  1. Порядок интервалов вы прекрасно знаете, как и то, какие интервалы бывают чистыми, какие малыми и большими. Тоновый состав интервалов вы тоже знаете. Наша задача быстро определять их в тексте и чисто интонировать.
  2. Обращение интервалов. Напоминаю, что нижний звук называется основанием, верхний – вершиной. Обращение же – это смена функций звука, когда вершина становится основанием, а основание вершиной. Результаты такого перемещения: прима становится октавой

секунда – септимой

терция – секстой

кварта – квинтой

и наоборот

чистые интервалы остаются чистыми, малые становятся большими, увеличенные – уменьшенными и наоборот.

  1. Особое внимание в этом году мы уделяем характерным интервалам.

Характерные интервалы – это те, что образуются в гармонических ладах (в гармоническом мажоре и гармоническом миноре).

Это: ув 2 и ее обращение ум 7

Ув 5 и ее обращение ум 4

 

Разрешаются увеличенные интервалы путем расширения:

Ув 2 – в ч 4

Ув 5 – в б 6

Уменьшенные интервалы разрешаются внутрь:

Ум 7 – в ч 5

Ум 4 – в м 3

  1. Тритоны в натуральных ладах мы хорошо знаем. Они образуются на диатонических ступенях лада. Разрешаются по такому же принципу, как и характерные интервалы: ув 4 – в м 6, ум 5 – в б 3
  2. Тритоны в гармонических ладах связаны с измененными ступенями гармонического мажора и минора, разрешаются также, но образуют при разрешении б 6 и м 3.

 

Материалы для подготовки к контрольному занятию

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наступила весна, скоро уже весенние каникулы, и учебный год движется к своему завершению. А значит, пора подводить итоги.

Я предлагаю вам материал для закрепления тем года и спокойной успешной сдачи контрольных работ. Ничего нового – все то, с чем познакомились в течение года. Это просто суммирование знаний, объединение их по блокам, выстраивание логики от простого к не совсем простому ))

Напоминаю блоки:

  1. Гаммы
  2. Ступени
  3. Интервалы
  4. Аккорды
  5. Ритмические группы
  6. Музыкальная форма

 

  1. Что мы знали о гаммах в прошлом году?

В музыке главенствуют два лада —  мажорный и минорный. В них существует по три вида: натуральный, гармонический и мелодический. Надеюсь, вы помните, какие изменения происходят в каждом ладу.

Что нового мы узнали о гаммах? Мы закрепили знания о родстве тональностей и определили самый близкий круг под названием «тональности первой степени родства». Это: параллельная, субдоминанта и доминанта с их параллельными и гармоническая субдоминанта для мажора и гармоническая доминанта для минора.

Таблицы родственных тональностей 

Мы познакомились с ладами народной музыки и пентатоникой (все о них ниже, в предыдущем уроке). И еще мы узнали, что пентатоника является основой для блюзовой гаммы, а это приближает нас к возможности импровизации в стиле блюз. Напоминаю: существует мажорная пентатоника и минорная. Блюзовая гамма предполагает движение по хроматизму в миноре от IV  к V ступени, а в мажоре соответственно от II к III ступени. Прямая гамма практически не встречается в произведениях, чаще она звучит в ломаном виде.

Видео мое с упражнениями в блюзовой гамме.

https://youtu.be/EySMPzKMOeo

 

Очень хорошая информация для гитаристов по теории и практике использования блюзовой гаммы в творчестве находится на сайте https://pereborom.ru/blyuzovye-akkordy-dlya-gitary/#1057109010911087107710851080 .

  1. Ступени. Помним: устойчивые, неустойчивые, главные, вводные, измененные в разных видах мажора и минора, альтерированные, то есть хроматически измененные внутри лада. Главная задача – слышать высоту ступени, уметь допеть ее до тоники. Это очень важный навык для музыканта, он позволяет услышать тональность любой композиции, которую мы слышим. Это и было главной работой со ступенями в течение года.
  2. Интервалы:
  • диатонические (малые, большие, чистые, тритоны, построенные в натуральных ладах)

Все интервалы в ля-миноре

Кирюшин

№94 (сексты)

№144 (круговое движение)

  • характерные (встречающиеся только в гармонических ладах – ув.2, ум.7, ув.5, ум.4)
  1. Аккорды. Помним: 4 вида трезвучий, их строение, 2 обращения трезвучий,  12 видов септаккордов, их строение, наиболее употребимые Д7 и его обращения, вводные, их разрешения.

Кирюшин

№111 (нисходящие секстаккорды)

№36 (септаккорды на ступенях мажора)

№114 (квартсекстаккорды вверх в мажоре и миноре)

  1. Ритмические структуры учим на примере фрагментов из классической музыкальной литературы. Важно: не только уметь спеть пример с дирижированием ритмически верно, но и уметь записать его по памяти, правильно оформив ритмически.

№№ 445, 287, 307, 287, 290,

Музыкальную форму необходимо проанализировать при пении примеров, а также определить тональный план, отклонения и модуляции.

  1. Закрепить все понятия нужно в диктантах. Здесь я предлагаю вам облегченный вариант в виде пазлов.
  1. Ну и в завершении прошу вас решить тест по темам программы.
  2. Контрольное занятие будет состоять из следующих заданий:
  • Представление выполненных письменных работ (тест, 2 диктанта- пазлы)
  • Пение одного из номеров;
  • Записи номера по памяти;
  • Пение гамм, ступеней, интервалов и аккордов в тональности и от звука;
  • Устных вопросов по теории;
  • Слуховой анализ.

 

Дополнительный материал для учащихся программы «Успех»

Все интервалы в ля-миноре

Кирюшин

№94 (сексты)

№144 (круговое движение)

 

Дистанционное зачетное занятие

Приветствую вас, мои дорогие дети!

Поздравляю вас с Новым годом! Желаю вам здоровья, уверенности в себе, творческого вдохновения и всего самого доброго, радостного и фантастичного!!!

А теперь о главном ))

Я подготовила для вас интересные творческие задания, проработав которые вы сможете более свободно общаться со звучащим материалом, слышать в нем стандартные изученные ходы и неожиданные повороты, анализировать и подбирать их или играть на своем инструменте. Занятие включает также некоторые темы для закрепления программного материала, те, что мы изучали в первом полугодии, но несколько в другом ракурсе.

Еще я хочу познакомить вас с прекрасным немецким композитором Робертом Шуманом, создавшим наряду со многими романтическими произведениями «Альбом для юношества», восхищающий своей вдохновенностью и красотой, а также удивительно полезные «Жизненные правила для музыкантов». Правил очень много, все они емкие и важные. Но, чтобы они не потерялись в своей массе, я буду их представлять по одному-два. И вы их конечно запомните. ))

Роберт Шуман «Развитие слуха – это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка, – прислушайся, какие звуки они издают. Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим чувством играй вещь до конца, никогда не бросай на половине»

Итак, теперь задание 1.

На одном из занятий мы записывали диктант по песне в исполнении Френка Синатры «Путники в ночи». Обнаружили, что вся мелодия строится на принципах секвенций и внутри звена обыгрывается интервал секунда со скачком на сексту в конце фразы. Основная тональность фа мажор. Теперь я на этой странице публикую нотный текст песни с той целью, чтобы вы сделали анализ аккордов в сопровождении мелодии, переписали себе в тетрадь полный текст до конца, обозначили аккорды, проиграли их. И самое важное – зафиксировали функциональную принадлежность каждого аккорда в тональности. Например – первый аккорд в аккомпанементе F, в тональности Фа-мажор он соответствует тоническому трезвучию.  Так и запишите: F = Т5/3. Далее идет большой мажорный септаккорд от F. Он равен септаккорду первой ступени (I 7). Далее мажорное трезвучие с секстой = I 5/3 с секстой и так далее. Если не везде будете знать обозначения, то пишите так, чтобы вам было понятно. Цель – зафиксировать ступень в гамме, на которой строится каждый аккорд, чтобы можно было потом перенести его в любую другую тональность.

Транспонируйте мелодию в тональность До-мажор и запишите.

Задание 2

В конце этой странице есть клип на музыку Франца Шуберта. Вечерняя серенада.

Вам нужно записать ритмический диктант по этому произведению. Подсказываю: размер здесь три четверти и первая ритмическая фигура – триоль. Они звучит на одном взмахе с акцентом на первую ноту. Когда будете слушать, обязательно дирижируйте! Здесь есть также любимый вами пунктирный ритм четвертная с точкой и восьмая, и более мелкий восьмая с точкой и шестнадцатая. Диктант пишите на одной ноте, только ритм.

Задание 3

Мы прорабатывали и даже записали на слух упражнения №111 Владимира Кирюшина. В нем звучат нисходящие секстаккорды в разных тональностях. Вы все их успешно услышали и спели. Повторите его, положив перед собой клавиатуру.

Задание 4

Проделайте такую же работу с номером 113. Там звучат квартсекстаккорды. Начало звучит в тональности Фа-мажор, не забудьте си бемоль при ключе, и обязательно услышьте, если его не будет, то поставьте бекар в тексте.

Задание 5

Повторите строение ладов народной музыки.

Лады мажорного наклонения:

  • Ионийский – совпадает с натуральным мажором
  • Лидийский – отличается от мажора высокой 4 ступенью
  • Миксолидийский — отличается от мажора низкой 7 ступенью

Лады минорного наклонения:

Эолийский совпадает с натуральным минором

Фригийский отличается от натурального минора 2 низкой ступенью

Дорийский отличается 6 высокой ступенью.

Послушайте, как звучит фригийский лад в песне Варлаама из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» (заодно почитаете либретто и повторите историю)

В башкирской народной песне «Салават» звучит дорийский лад.

«Танец дочери Горного короля» Эдварда Грига построен на звуках лидийского лада.

Задание 7

Заодно вспомните о понятии «пентатоника». Это пятиступенный бесполутоновый лад.

Мажорная пентатоника отличается от звукоряда натурального мажора отсутствием 4 и 7 ступеней.

Минорная пентатоника отличается от звукоряда натурального минора отсутствием 2 и 6 ступеней.

Постройте в тетради все лады народной музыки и пентатонику от ноты «ре». Знаки альтерации ставьте перед нотами.

Задание 8

Постройте от ноты «ми» все интервалы и аккорды вниз. Можете проработать это задание по видео вместе со мной.

Задание 9

В завершении еще одно практическое задание —  послушайте песню ZAZ. Определите тональность и попробуйте записать мелодию. Она также строится на секундах. Если не получится записать, попробуйте играть ил петь ее. Подсказка – она начинается с третьей ступени в миноре и идет секвенцией вниз.

Успехов!

P.S. все письменные задания вышлите мне на каникулах, до первого занятия в новом году.


Тональности первой степени родства и способы перехода в них.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вот и наступило лето! Впереди прогулки, увлекательные путешествия, теплое море, а может быть даже круг друзей у костра и песни под гитару…

На практических занятиях в конце года я увидела, что некоторые из вас уже хорошо владеют игрой на  гитаре, могут быстро строить трезвучия, видят их расположение на грифе и играют их в любом порядке. Все вы прекрасно знаете буквенные обозначения аккордов! Я считаю, что исполнительского опыта у вас уже достаточно, чтобы не только совершенствовать свое мастерство в игре по нотам, но и начать работу по развитию навыков самостоятельного музицирования. А для этого вам лишь осталось структурировать  ваши знания в контексте песенного творчества. Почему именно песенного? Потому что это наиболее простой способ устного музицирования, то есть игры по слуху без нотной фиксации.

С чего мы начнем?

Мы начнем с упражнений на сочетание двух-трех аккордов тонико-доминантовой группы, а затем будем увеличивать количество аккордов и постепенно выходить за пределы одной тональности.

Упражнение 1

Вспомните песню «В траве сидел кузнечик» Владимира Шаинского )) Найдите на грифе трезвучие Ля минор (Am) – это будет тоника и трезвучие  Ми Мажор (E) – это будет доминанта Ля минора ( V ступень). Сразу же вспоминаем, что в эстрадных песнях всегда используется доминанта мажорная за счет повышения VII ступени в гармоническом миноре. Этих двух аккордов вам хватит, чтобы сыграть и спеть песню «Кузнечик». Смену этих аккордов вы без труда сможете услышать. И еще вы услышите, что начинается песня из-за такта с восьмой ноты в размере две четверти, а значит, тоника звучит на сильной доле, а не на этом звуке. Порепетируйте песню минут 5-10, пока она не получится у вас совершенно гладко, как на концерте.

Упражнение 2

Ту же песню «В траве сидел кузнечик» тональностях с одним ключевым знаком (Dm, Em), затем с двумя знаками (Gm, Hm) и так далее, насколько хватит терпения. Каждый раз вторым аккордом у вас будет доминанта, которая обозначает пятую ступень.

Упражнение 3

Вспомните песню из фильма «Золушка» «Добрый друг» Антониа Спадавеккиа. Это очень удобная песня для закрепления тонико-доминантовых соотношений. Но при этом она усложнена тем, что там происходит отклонение в тональность доминанты. То есть: первая часть звучит в мажорной тональности (С) со своей доминантой (G), а затем при помощи доминанты новой тональности (D) происходит отклонение в Соль Мажор (G). Это как раз и есть двойная доминанта (доминанта к доминанте). Потренируйтесь играть эти аккорды легко, весело и подпевать песню.

Упражнение 4

Когда вы сможете играть эти аккорды быстро и правильно, ваш слух уже будет прекрасно различать тонику и доминанту. И снова, чтобы расширить свои исполнительские возможности, транспонируйте песню в другие тональности, например: Соль Мажор. Продумайте порядок аккордов в нем и найдите двойную доминанту, она будет строиться на II ступени.

Упражнение 5

Вот теперь вы готовы к исполнению серьезного репертуара!

Весной мы изучали песню «В землянке» Константина Листова. Эта песня звучит в Ля Миноре, но происходят частые отклонения в тональность До Мажор. Это называется параллельно-переменным ладом. Переходы осуществляются через доминантовое трезвучие, и вы это сочетание аккордов уже освоили. Играйте теперь эту песню свободно, мягко, без остановок.

Упражнение 6

Настало время повторить тему «Тональности первой степени родства», для того чтобы начать освоение механизма действий модуляции в любую из шести близких тональностей. Посмотрите видео, вспомните тему.

Упражнение 7

Итак, мы вспомнили тональности первой степени родства. Это: параллельная, субдоминанта и доминанта с их параллельными и минорная субдоминанта для мажора, которая образуется в гармоническом мажоре (6 низкая ступень). Теперь нам нужно освоить один из способов перехода в эти тональности. Чаще всего он осуществляется при помощи доминантового трезвучия или септаккорда, потому что в них содержатся звуки новой тональности, причем, неустойчивые. Они то и приводят наш слух к новой тонике. Предлагаю вам смотреть видео и сразу же на инструменте искать эти аккорды, закреплять их, проигрывая несколько раз.

Упражнение 8

Просматривая следующее видео, вы можете закрепить механизм движения из одной тональности в другую и познакомиться с модулирующими аккордами: доминантовый септаккорд и вводный септаккорд. Чтобы получить доминантовый септаккорд, мы просто к трезвучию прибавляем еще одну терцию, то есть септиму. А вводный септаккорд строится на 7 ступени (вводной) и в миноре всегда уменьшенный. Он создает еще большее тяготение в новую тонику, так как состоит полностью из неустойчивых ступеней.

Я понимаю, что для тщательной проработки всего материала потребуется очень много времени. Но смею вас убедить, что это время окупится тогда, когда вы будете разбирать новый материал или подбирать на слух какую-нибудь понравившуюся мелодию. Даже просто при прослушивании музыки вы будете прекрасно слышать те тональные переходы, которые будут там звучать.

Творите! Дерзайте! Успехов!

Типы движения мелодии, способы ее развития.

На уроках сольфеджио педагог всегда стремится к тому, чтобы учащиеся относились осмысленно к звучащему материалу, а также видели особенности его строения в нотном тексте и могли чисто спеть, опираясь на изучаемые мелодические формулы. Одной из таких формул являются гаммообразные движения в мелодии. С первого класса дети, еще не зная понятия гамма, стараются различать на слух и воспроизводить голосом  движение мелодии вниз и вверх подряд и «перешагивая». Этот важный навык развивается затем в изучении различных видов кругового движения, построенного на основе трихорда. Это может быть поступенное движение в трихорде и его секвенцирование, вверх и вниз, движение на терцию с последующим заполнением, прием опевания ступеней и много других видов. Основная задача научить детей осмысленно петь такие секвенции, видеть звенья секвенции в тексте, анализировать интервалы, образующиеся в секвенции. Причем, данные упражнения необходимо заучивать в быстром темпе, чтобы скорость пения соответствовала скорости мышления. Желательно уже во втором классе включать эти упражнения в урок.

В предложенных видео учащиеся вместе с педагогом могут проработать некоторые упражнения и, возвращаясь к их ним постоянно, выработать устойчивый подвижный темп и полное осознание строения мелодии.

 

Материал для закрепления темы «Септаккорды»

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я рада, что вы очень внимательно и вдумчиво отнеслись к закономерностям строения аккордовых созвучий, научились идентифицировать аккорд в системе ладовых взаимосвязей, услышали функциональные краски в ладу. Особенно приятно то, что материалом для изучения этих тем послужил богатейший песенный материал – песни времен Великой Отечественной Войны. На примере песни композитора Константина Яковлевича Листова и поэта Алексея Александровича Суркова «В землянке» мы рассмотрели строение аккордов, варианты их обозначений в песенных сборниках, определили их функциональную принадлежность. Одновременно познакомились с механизмом отклонений при помощи модулирующего аккорда, рассмотрели его значение. Отличная работа!

Идем дальше!

Перед вами нотный текст песни «Журавли», композитора Яна Френкеля, поэта Расула Гамзатова. Внимательно посмотрите мелодическую линию и далее:

  • определите тональность, ступени и основные интервалы;
  • транспонируйте этот текст в тональность Ре Минор;
  • одновременно транспонируйте аккорды;
  • зафиксируйте их над текстом;
  • найдите такты с доминантовым септаккордом в аккомпанементе;
  • постройте его в тетради;
  • пропевайте и играйте его;
  • теперь проиграйте все аккорды по порядку.

Попробуйте петь песню со словами под свой аккомпанемент. Затем дирижируйте и пойте песню сольфеджио.

Для чего нужно переносить текст в Ре минор?

Следующая песня, которую я предлагаю вам для изучения – «Эх, дороги» (композитор Анатолий Григорьевич Новиков, поэт Лев Иванович Ошанин).

Она написана в тональности Ре минор. Вы работаете по той же схеме (ступени, интервалы, аккорды), но еще допишите нотный текст, так как на фото только половина песни. Для этого нужно прослушать песню несколько раз и подобрать ее на инструменте или записать на слух.

ссылка на песню

Найдите в ней модулирующий аккорд, выпишите его отдельно. Так как здесь не прописаны аккорды, вам нужно его найти самостоятельно (он звучит в мелодии). Теперь пойте песню с дирижированием сольфеджио.

Для закрепления септаккордов в тональности Ре минор предлагаю поработать вместе со мной.

 Играем песни военных лет.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я обращаюсь сейчас к старшим детям, тем, кто уже отчасти научился понимать музыкальный язык, слышать и различать музыкальные слова и фразы, очень красивые, а иногда совершенно неожиданные созвучия! Но еще много неизведанного впереди. Важно научиться мыслить музыкальными терминами, видеть музыкальные элементы в тексте, уметь работать с ними, трансформировать их согласно своему творческому видению и получать от этого удовольствие!

Сегодня мы отправляемся в путешествие — исследование по страницам военных песен. Мы хорошо знаем эти песни, часто слышим. Они помогают нам более отчетливо понять  ту страшную трагедию под названием «Великая Отечественная Война».

Наше исследование будет направлено на выявление средств выразительности, использованных композиторами – песенниками для передачи эмоционального состояния народа в целом и отдельных героев в частности. Назовем имена наиболее ярких композиторов: Михаил Блантер, Константин Листов, Александр Новиков, Ян Френкель, Вениамин Баснер и многие-многие другие.

Возьмем для рассмотрения две песни «В лесу прифронтовом» М. Блантера, слова М. Исаковского и «В землянке» К. Листова, слова А. Сурикова.

 

План исследования.

Вначале нужно прослушать песню дважды: первый раз без нот, второй – следя по нотам.

Определить:

  1. тональность и вид гаммы.
  2. наличие хроматических звуков и отклонений.
  3. форму песни (части, предложения, фразы, их повторяемость)
  4. размер, движение мелодии по долям, ритмические особенности (затакт, синкопа, пунктирный ритм)
  5. интервальные скачки (обозначить в тексте)
  6. аккорды и ступени, на которых они образуются (подписать состав аккорда и номера ступеней)
  7. петь песни нотами с дирижированием.
  8. Переписать песни в нотную тетрадь.

Примечание: из двух вариантов песни  «В землянке» выбрать вариант, более подходящий голосу по диапазону.

Так как последняя тема наших занятий – аккорды, предлагаю вам решить тест на знание аккордов. Распечатайте его, решите и принесите на урок.

До встречи!

Методические рекомендации к зачету

Перечень тем и разделов программы, входящих в зачет.

  1. Работа в тональностях: Соль — Мажор, Ля – Мажор, Си-бемоль – Мажор, Си – Минор, Ре – Минор, До – Минор, Соль – Минор.

В них:

  • пение двух видов мажорных гамм и трех видов минорных гамм;
  • пение мотивов ступеней подряд и вразбивку;
  • слушание и определение ступеней;
  • пение цепочки интервалов;
  • пение аккордов.
  1. Построение и пение интервалов и аккордов от звука.
  2. Исполнение одного из номеров наизусть, выученных в течение года (классический репертуар): 331,
  3. Сольфеджирование эстрадного или джазового примера под фонограмму «минус голос».
  4. Определение на слух элементов музыкального языка.
  5. Тестирование по темам и разделам программы (письменно)
  6. Тестирование на сайте идеальный слух.

Рекомендации к пунктам 1 и 2:

Заранее сделать в тетради все необходимые построения, пропевать их каждый день по 10 минут.

Рекомендации к пунктам 3 и 4:

  • прослушивать видео- или аудиозапись концертного исполнения выбранного произведения;
  • анализировать тональные переходы;
  • дирижировать при прослушивании, определять ритмические структуры;
  • сольфеджировать вместе с исполнителям по нотам и без них;
  • сольфеджировать с дирижированием наизусть.

Отрывки из классической музыки для сольфеджирования на зачете:

  1. Ария Князя Игоря из второго действия из оперы А. Бородина «Князь Игорь» (видеозапись)
  2. М.И. Глинка. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
  3. М.И. Глинка. Венецианская ночь
  4. Г. Свиридов. Романс к драме С.А. Пушкина «Метель»
  5. Ф. Шуберт. Серенада
  6. В.А. Моцарт. Весенняя

Примеры для сольфеджирования из эстрадно-джазового концертного репертуара:

  1. М. Таривердиев. Песня о далекой родине
  2. Ф. Синатра. My Way
  3. Ф. Синатра. Young At Heart
  4. Д. Дассен. Елисейские поля
  5. Неаполитанская народная песня «Санта Лючия»
  6. Рей Коннифф. Колыбельная страны птиц
  7. Ф. Синатра. Let It Snow
  8. Натали Кул. Don’t Get Around Much Anymore

 

Материал для занятий в дистанционном режиме.

  1. Повторение темам: «Лад», «Интервалы и их обращения», «Виды трезвучий, их обращения», «Септаккорд»           
  2. Повторение упражнения В. Кирюшина №1, №14, №17. Выучить №69
  1. Песни для самостоятельного изучения и сольфеджирования. Алгоритм действий:
  • прослушать песню;
  • определить тональность;
  • выучить мелодию на слух;
  • транспонировать мелодию в удобную тональность;
  • записать ее нотами в тетради;
  • сольфеджировать наизусть под аккомпанемент «минус голос» и без аккомпанемента.
  1. Колыбельная страны птиц (для Кристины), 5. минус
  2. Санта-Лючия (для Насти), минус 7.
  3. Natalie Cole — Don’t Get Around Much Anymore (для Миланы), минус 9
  4. Песня о далекой Родине (для Давида), минус 11, ф-но 11
  5. My way (для Радомира)
  6. Frank Sinatra Let It Snow (для Лизы) здесь, 14 минус
  7. Зеленые рукава Саба поет по своим нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент
  1. Номера 383, 384, 385, 357, 416,417, 418 выучить наизусть
  1. Игра на сайте http://www.teoria.com/exercises/index.php по темам.

По исполнению заданий выслать аудиофайл на WhatsApp преподавателя