Здравствуйте, мои дорогие друзья!
Вот оно какое наше лето
Лето яркой зеленью одето ))
Такая длинна была весна, что мы уже отчаялись, но вот солнце согрело всех и проникло глубоко в морскую воду! Вы уже плещетесь в волнах? Вы умеете плавать? Если нет, то за лето обязательно научитесь. Ну а когда придете уставшие после купаний домой и будете отдыхать в прохладе, то сможете заглянуть на эту страницу и поиграть в музыкальные ритмические игры и даже сочинить интересную песню.
Для начала напомню вам, что такое ритм.
Ритм указывает нам на время, которое длится звук. А сочетание звуков разной длинны в мелодии называется ритмическим рисунком. Мы с вами всегда прохлопываем его на уроках, прежде чем петь какую-либо мелодию. Основной ритмической фигурой является четвертная нота. Чаще всего ею отмеряют музыкальные шаги.
В следующих играх вы сможете вспомнить соотношение длительностей, решить уравнения, составить ритмические рисунки в разных размерах и даже раскрасить картинку.
Вот мы повторили соотношения длительностей, теперь пора приступать к музыке.
Сейчас прозвучит Полька-пиццикато Иогана Штрауса. Постарайтесь прохлопать, а затем простучать по столу ритмический рисунок польки. Чтобы вы не сбились, каждый такт на видео отмечается желтым цветом. Это ритмически сложная пьеса – там и шестнадцатые ноты (они объединены двумя линиями сверху и в два раза короче восьмых), и паузы, поэтому прохлопайте рисунок несколько раз, слушайте внимательно мелодию.
- Полька-пиццикато
В польке вы хлопали ритм мелодической линии, то есть один голос. А следующая песня «Осенний дождь» — это тренировка работы обеих рук одновременно. Простые ритмические рисунки нужно стучать по столу левой и правой рукой (там они указаны). Прохлопайте их несколько раз до тех пор, пока это станет вам легко.
- Осенний дождь
Дальше Немецкая песенка немного сложнее. В ней должны играть палочки и треугольник. Ваша задача стучать ритм двумя руками: одна за палочки, другая за треугольник. Вспоминаем, что точка удлиняет ноту на половину ее звучания. Значит четвертная с точкой будет считаться «раз и два», а две шестнадцатые на букву «и», как я показываю на видео. А левая рука отбивает четвертную ноту, сильную долю. Предлагаю вместо пауз первое время стучать все три доли. Так вам удобно будет слышать, где звучат шестнадцатые.
- Немецкая песенка.
И последнее видео — фрагмент балета «Чиполлино». Почитайте внимательно слова. Вы поняли, о ком идет речь? Посмотрите вокруг. Может среди ваших друзей есть такие самовлюбленные люди? Послушайте внимательно музыку. Вы слышите там неожиданный ритм с акцентами? Попробуйте прохлопать его вместе с музыкой, а затем пропеть мелодию словами точно по ритмическому рисунку. Повторяйте его почаще. Может 3-4 дня подряд. А уже затем попробуйте стучать метр, как написано правой и левой рукой.
- Чиполлино
Сочинение мелодий к стихам
И вот мы подошли к самому интересному! К сочинению мелодий.
Все начинается с ритма. Поэтому первое – нужно прочитать интересные стихи и прохлопать ритмический рисунок.
- Услышать:
- какой в них размер 2/4 или ¾;
- есть ли там затакт, то есть с ударного слога или безударного начинается строчка;
- сколько безударных гласных.
- Записать ритмический рисунок.
- Выбрать тональность, в которой будет звучать песня.
- Сыграть гамму в этой тональности, чтобы слышать все звуки, из которых будет состоять мелодия.
- Сыграть и спеть песенку на одном звуке (пусть это будет устойчивая ступень – третья или пятая)
- Внимательно просмотреть текст еще раз, чтобы определить, мелодия должна идти плавно и скачками.
- Попробовать напеть мелодию со словами несколько раз, пока не получится в голосе интересная мелодия.
- Подобрать ее на инструменте.
- Записать ее на видео. В сентябре на первом уроке мы послушаем ее и попробуем записать нотами.
Вот примеры стихов в разных размерах. Мы можем устроить конкурс, сочинив мелодии на одни и те же стихи.