Сольфеджио online 2 год обучения

2023-2024 учебный год

Обобщение знаний по темам первого полугодия

для обучающихся по программе «Сольфеджио online» 2 год

(24.11.2023)

Здравствуйте, уважаемые родители и дети!

Заканчивается первое полугодие и пора систематизировать полученные знания. В этом году я хочу немного поменять форму общения на этой странице, сделать ее более информативной, излагать все правила, которые необходимы нам для освоения каких-либо навыков, а уже затем задания для закрепления материала. Тогда картина будет более полной, а не только игровой. Я рада, что дети стараются понять законы строения музыки, но возникает много сложностей. Поэтому прошу вас регулярно, хотя бы 2 раза в неделю открывать им эту страницу.  Все уже знают, как важно учить детей всему подряд в детстве, чтобы сформировать способность к обучению и развивать мышление. «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил Нобелевскую премию по математике или химии, отдайте его в музыкальную школу!», — так говорят в один голос и Татьяна Черниговская, известный нейробиолог, и Михаил Казиник, известный музыковед и многие ученые подтверждают этот тезис.

Итак, как мы будем непосредственно готовиться к нобелевской премии))

За два месяца работы мы повторили некоторые знания по предмету. Я их здесь буду перечислять и выкладывать упражнения на закрепление. Многие задания будут в форме игры, также вы увидите ссылки на сайты, где дети могут играть самостоятельно.

Что мы изучили за два месяца:

  1. Тема «Клавиатура фортепиано»:
  • черные клавиши не имеют своего названия, они являются диезами и бемолями от рядом стоящих;
  • диез повышает звук на полтона;
  • бемоль понижает звук на полтона;
  • бекар отменяет действие знаков;
  • полутон – самое близкое расстояние (две соседние клавиши);
  • считаем количество тонов так: если две соседние клавиши полутон, то две клавиши, между которыми есть одна клавиша это тон.

Для закрепление этой темы откройте страницу прошлого гола обучения «Сольфеджио online» 1 год, «Итоговое занятие за первое полугодие» и проработайте три видео вместе со мной. Определи расстояние между клавишами.

2. Тема «Тональности и гаммы»:

  • Лад – мажорный и минорный;
  • Высота лада, то есть имя тоники
  • К тонике прибавляем лад = тональность
  • В каждой тональности тоника всегда первая ступень
  • От нее идет счет всех ступеней вверх
  • Если звуки расположить подряд от тоники до следующей тоники, то получится гамма
  • В гамме 7 ступеней
  • Гаммы могут быть мажорные и минорные
  • Мажорная гамма строится так: тон, тон, полутон, 3 тона, полутон.
  • Устойчивые ступени – 1,3,5, остальные неустойчивые
  • Неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые
  • Вводные ступени 7 и 2 находятся вокруг тоники.
  • Мы поем мотивы ступеней, чтобы лучше слышать каждую ступень – приводим каждую ступень к тонике в размере две четверти (смотрите в тетрадь)

Задания ко второму пункту. Просмотрите эти видео

Поиграйте вместе со мной, разберитесь, а затем то же самое сделайте в тональности Фа Мажор (гамма, вводные звуки, ступени устойчивые, неустойчивые, разрешения, мотивы ступеней к тонике, трезвучие.

Напишите полный текст диктанта по подсказкам.

3. Тема «Знаки в тональностях». Каждая гамма и тональность имеют свои знаки – диезы или бемоли. Без знаков только тональность До мажор.

  • Порядок диезных тональностей начинается с ноты «до» и идет вверх в таком порядке: 3 целых тона, полутон и еще 3 целых тона, то есть До мажор (0знаков), Ре мажор (2), Ми мажор(4), Фа диез мажор (6), Соль мажор (1), Ля мажор (3), Си мажор (5), До диез мажор (7)
  • Порядок бемольных тональностей начинается также с ноты «дол» идет такими же шагами, но вниз в таком порядке: До мажор (0 знаков), Си-бемоль мажор (2), Ля-бемоль мажор (4), Соль-бемоль мажор (6), Фа мажор (1), Ми-бемоль мажор (3), Ре-бемоль мажор (5), До-бемоль мажор (7)
  • Порядок диезов при ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си
  • Проработали тональность Фа Мажор, в нем: гамма с переносом верхнего тетрахорда на октаву вниз, интервал септима при переносе, устойчивые и неустойчивые ступени, их разрешения, мотивы ступеней, трезвучия на всех ступенях гаммы

Задание к пункту 3:

играть порядок тональностей от ноты до вверх и вниз,

порядок диезов при ключе выучить.

4. Тема «Интервалы». Интервал – это расстояние между двумя звуками.

  • Чистые интервалы – прима, октава, кварта, квинта
  • Малые и большие – секунда, септима, терция, секста
  • При построении интервала мы сначала считаем количество звуков, а затем количество тонов:
  • В приме 0 тонов, в октаве 6 тонов
  • В кварте 2,5 тона, в квинте 3, 5 тона
  • В секунда малой 0,5 тона, в большой 1 тон
  • В терции малой 1, 5 тона, в большой 2 тона
  • В сексте малой 4 тона, в большой 4,5 тона
  • В септиме малой 5 тонов, в большой 5,5 тонов
  • Заучили интервалы по порядку от нот «ре» и «си»
  • Построили малую и большую терции от всех белых клавиш.

Задание к пункту 4:

Знать количество тонов в каждом интервале;

Петь их от разных нот (по тетради и без нее), показывать на клавиатуре.

Написать графический диктант.

5. Тема «Трезвучия»: от каждого звука можно построить трезвучие.

Трезвучие – это аккорд, где три звука расположены по терциям

  • Каждый звук в трезвучии имеет свое название: прима, терция, квинта
  • В мажорном и минорном трезвучиях крайние звуки (прима и терция) одинаковые, меняется только средний звук (терция)
  • Мажорное трезвучие строится так: б3+м3 = ч5
  • Минорное трезвучие строится так: м3 + б3 = ч5
  • Техника преобразования моделей трезвучий: мажорных – в минорные, минорных – в мажорные за счет изменения терцового тона.

Задание к пункту 5:

Построить мажорные и минорные трезвучия от всех нот вверх.

6. Разучили по нотам номера: 155, 157, 162, 23, 24, 103, 80, 81, 82, 83, упражнения В. Кирюшина №1, 2, 6, 7, 17 записали двухголосную песню «Кукушечка», №33 и №34 поем с транспонированием в любую тональность, записали песню «Чемодан» а Фа мажоре.

В работу в декабре берем номер 17 В. Кирюшина (вводные звуки)

7. Закрепили ритмические рисунки с ровным ритмом четвертными, восьмыми и шестнадцатыми. Все номера необходимо переписать в тетрадь и проговаривать ноты в нужном ритме. Начали работу по учебному пособию О.Л. Берак «Школа ритма», упражнения 1-4, для продвинутых – еще 21-24.

Проверьте, пожалуйста, все записи. В тетради на обложке записаны правила, а на нотных станах – номера. Если кто-то пропустил занятие – доделайте.

Теперь можно отдохнуть.

8. Посмотрите и послушайте выступление Елисея Мысина. Это выдающая личность! Почитайте о нем, послушайте еще другие произведения в его исполнении. Приятных вам эмоций!

Музыкальная весна

Подготовка к контрольному занятию

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы близимся к концу учебного года, и пора навести порядок в своих знаниях (смайлик)

Предлагаю вам систему, которая поможет вам упорядочить полученные знания и даже провести исследования в новой обрасти.

  1. Исследование трезвучий.

Давайте возьмем в качестве исследований трезвучия.

Вспомним: (читайте внимательно каждую позицию, это все вам известно)

  • Трезвучия состоят из терций;
  • Терции бывают малыми и большими;
  • Крайние звуки трезвучия – квинта;
  • Квинта всегда чистая;
  • В квинте 3,5 тона

Вспомнив все это, предлагаю построить все трезвучия, сложив терции в разном сочетании. В каждом трезвучии будет по две терции.

Вопрос: сколько получится разных трезвучий, и какие получатся квинты при сложении, есть ли в них 3,5 тона?

Чтобы картина была более наглядной, постройте эти трезвучия в тетради, предварительно проиграв их на своей клавиатуре. У кого есть звучащая клавиатура, послушайте, как они звучат. Нравится ли вам их звучание? Вышлите мне в whatsapp свои построения от одного звука, обсудим.

Дальше продолжаем работу с трезвучиями.

Постройте в тетради тоническое трезвучие в До-мажоре, а затем поменяйте звуки так, чтобы в нижнем голосе был не звук «до», а звук «ми». Проверьте, из каких интервалов теперь состоит это аккорд. Вы нашли там кварту? Где она: вверху или внизу? Какой интервал получился между крайними звуками? После этого еще раз поменяйте звуки местами, чтобы теперь звук «соль» стал нижним. И снова внимательно проверьте все образовавшиеся интервалы и их порядок.

Ту же самую работу проделайте от звука «ре»: постройте трезвучие и дважды переместите звуки.

Пришлите мне в whatsapp эти построения.

Все полученные вами аккорды мы разберем, определим их названия и закрепим до конца года.

Теперь двигаемся дальше! Вернее, начнем сначала (смайлик)

  1. Гаммы. В этом году наше внимание занимали три вида минорных гамм: натуральный, гармонический и мелодический. Вспомните, чем они отличаются. Постройте их от ноты «ре» и «си», пришлите мне в whatsapp.
  2. В этих же гаммах (в гармоническом виде) постройте мотивы ступеней и главные трезвучия (посмотрите записи в тетради)

Для закрепления минорных гамм поработайте над номерами 106, 118 и 119:

  • перепишите в тетрадь,
  • определите тональность и вид гаммы,
  • подпишите номера ступеней над каждой нотой,
  • хлопайте со счетом,
  • проговаривайте ноты в ритме,
  • найдите в тексте известные вам мелодические обороты (движение по гамме не менее четырех нот, трезвучия, вводное звуки и т.д.), обозначьте их скобками.

В качестве тренажера по определению  тональностей реши следующее задание

И проговори параллельные тональности ко всем диезным и бемольным мажорным тональностям.

Следующим заданием на контрольном занятии будет сдача номеров, выученных в году наизусть. Повтори их: №№ 45, 145, 104,105, 89 (канон)

В завершение этого урока реши тест

Итоговое занятие за первое полугодие

Здравствуйте, мои дорогие юные музыканты!

Мы давно с вами не встречались на этой странице, а тем временем впереди большие каникулы! И, конечно, захочется отдохнуть от уроков и поиграть! Вот тут нам и помогут игровые задания по сольфеджио.

Вы уже знаете, что на этой странице можно поиграть в ритмические игры, проигрывать упражнения на своих клавиатурах вместе со мной, петь песни и упражнения, сочинять слова к песням и ритмическим рисункам, слушать красивую музыку и смотреть интересные мультфильмы, разгадывать музыкальные судоку.

Итак, начнем.

  1. Посмотри мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде» по сказке А.С. Пушкина. Этот фильм полностью музыкальный. Там звучит много задорных песен. Их поет прекрасный певец Олег Анофриев. И одна из них «Пойду ль да выйду ль я да». Разучи мелодию, запомни слова. Если у тебя есть дома музыкальный инструмент, попробуй подобрать мелодию. Обрати внимание, что она начинается с пятой ступени в мажоре. Но сначала тебе нужно найти высоту тоники, чтобы понять, в какой тональности звучит мелодия. После каникул мы попробуем петь ее сольфеджио на наших занятиях и подобрать второй голос. Для удобства можешь прослушивать песню отдельно, чтобы точнее услышать рисунок мелодии.
  2. Теперь положи перед собой клавиатуру и включи следующее упражнение Владимира Кирюшина №3. Обрати внимание, что мелодия этого упражнения очень похожа на ту, что мы пели во втором упражнении – нисходящий пентахорд, то есть пять звуков вниз. Здесь та же схема, поэтому тебе легко будет справиться. В первой части следи за движением звуков по клавиатуре, а во второй части пой сам под фонограмму «минус голос».
  3. Вы обратили внимание, какие интервалы звучали в этом упражнении? А помнишь ли ты интервалы? Давай ты подпишешь их. Они изображены на следующей картинке.
  4. А посмотри, какие интересные ритмические задачи я тебе приготовила! С ними ты сможешь вспомнить и длительности нот и пауз.
  5. Мы с вами на последних занятиях много времени уделили пониманию параллельных тональностей и умеем их находить на клавиатуре, но есть проблема с названиями.)) Предлагаю посмотреть следующее видео, показывая на клавиатуре все то, что я буду говорить, и проговаривать со мной названия тональностей.
  6. А вот и наши любимые песни на интервалы! Пойте их со мной и транспонируйте в другие тональности.

  7. А теперь вас ждет сюрприз! Не знаю, решали ли вы когда-нибудь судоку? Знаете, что это такое? Вот посмотрите на неё. Вы видите музыкальные обозначения, записанные в клетках. Нужно заполнить оставшиеся клетки так, чтобы этот символ не повторялся по горизонтали и вертикали.
  8. Вот так в игре мы и не заметили, как пробежало время, и вы успели сделать очень много дел.

P.S: если сложно сделать весь урок сразу, разделите его на 2 или 3 части и сделаете его в течение недели.

  1. Завершают нашу встречу произведения, которые мы слушаем сейчас на уроках (проговаривайте имя композитора и название произведения): Иоган Себастьян Бах. Шутка, Иоган Себастьян Бах. Токката и фуга ре-минор для органа, Эдвард Григ. В пещере горного короля. Иоган Штраус (младший). Полька Анна.


Требования к контрольному занятию по программе

Основными темами этого года обучения были:

  • Закрепление знаний о строении мажорного звукоряда, о количестве знаков в тональностях, о параллельных минорных тональностях, их интонирование, слушание на слух.
  • Определение устойчивых и неустойчивых ступеней, их разрешений в устойчивые ступени, заучивание мотивов.
  • Построение интервалов от звука и в ладу, определение их ступеневой и тоновой величины, их обращений.
  • Построение трезвучий на всех ступенях лада, вычленение главных трезвучий, их значение и слышание.
  • Работа над новыми ритмическими рисунками, связанными с шестнадцатыми, формирование знаний о ритмических группах.

На контрольном занятии необходимо показать степень владения материалом:

  • умение быстро мыслить и владеть музыкальными терминами;
  • чисто интонировать гаммы, ступени, интервалы и трезвучия;
  • прохлопывать ритмический рисунок со счетом;
  • петь нотный текст быстро и правильно;
  • определять пройденные элементы на слух.

Для подготовки к контрольному занятию предлагается следующий материал.

  1. Сделать в тетради письменную работу в тональности Ре Мажор:
  • гамма
  • вводные звуки, разрешения неустойчивых ступеней
  • мотивы ступеней
  • интервалы от секунды до кварты на каждой ступени гаммы с записью количества тонов и их обозначений
  • трезвучия на всех ступенях гаммы с обозначением главных трезвучий.
  1. Петь чисто все эти построения. Слышать ступени и интервалы, называть их.
  2. Петь номера 33, 34, 35 в исходной тональности и транспонировать на секунду и терцию вниз и вверх.
  3. Петь тональные секвенции.
  4. Решать задачи на сложение тонов и полутонов.
  5. Решать ритмические задачи.
  6. Построить в тетради все интервалы от звука «до» с обращениями, подписать их и определить количество тонов.
  7. Определить размеры на слайде.
  8. Проговаривать длительности в лабиринте.
  9. Прохлопать ритмический рисунок в номерах 47, 54, 55, 57, 59, 233
  10. Петь песню «Светлячок» со словами.
  11. Спеть с дирижированием номера 57, 59, 384, песню «Катюша» на два голоса, «Жил был чудак» каноном.
  12. Играть в ритмические загадки.

  13. Читать ритмическими слогами.
  14. Играть на сайте «Академия музыки», определять интервалы в быстром темпе.

Материал для закрепления темы «Обращение интервалов»

Мы знаем, что интервалы делятся на две группы: чистые и малые и большие. В чистых интервалах постоянная величина тонов.

Чистая прима всегда содержит 1 тон,

чистая октава – 6 тонов,

чистая кварта – 2,5 тона,

чистая квинта – 3, 5 тона.

В малых и больших интервалах количество тонов меняется – в малых на 0,5 тона меньше, чем в больших.

Нам это важно помнить, чтобы продолжить изучение интервалов и понять, как они могут трансформироваться.

Мы также помним, что нижний звук интервала называется основанием, а верхний вершиной.

Давайте попробуем сейчас переместить звуки интервалов так, чтобы они поменялись местами. То есть: основание стало вершиной, а вершина основанием. Для этого на своей клавиатуре двумя руками возьмите интервал секунда от ноты «до». У вас получились звуки «до-ре». Затем звук «до» в левой руке перенесите на октаву вверх, перекрестив руки, и у вас получится интервал «ре-до», то есть нота «ре» стала основанием, а нота «до» вершиной. Звуки поменялись местами, образовав новый интервал септиму. Таким же образом построим все интервалы от звука «до» и увидим, что:

прима обращается в октаву;

секунда – в септиму;

терция – в сексту;

кварта – в квинту и наоборот.

Если мы пойдем другим путем – будем переносить на октаву вниз вершину интервала, то получим тот же самый интервал.

При этом чистые интервалы будут обращаться в чистые, большие – в малые, малые – в большие. Посмотрите внимательно видеоролик, делайте упражнения вместе со мной. Попробуйте сделать эти же упражнения от ноты «ре». Успехов!

Теперь в нотах песни «Катюша» найдите интервалы квинту и сексту, обозначьте их, предварительно переписав ноты в тетрадь.

Веселые весенние каникулы 

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы давно не встречались на этой странице)) Сегодня я предлагаю вам в спокойном режиме закрепить ладовые тяготения. Я записала очень короткие видеоролики, в которых пошагово определение  устойчивых ступеней и разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые в трех гаммах.

Вначале работы положите перед собой ваши клавиатуры и выполняйте все действия со мной.

 

Проигрываем гамму До Мажор, называя звуки и номера ступеней.

Проигрываем тоническое трезвучие, построенное на устойчивых ступенях.

Играем разрешения неустойчивых ступеней в тональности До Мажор

Играем разрешения неустойчивых ступеней в тональности Ре Мажор

Играем разрешения неустойчивых ступеней в тональности Ми Мажор

Итак, я думаю, вы закрепили понятие неустойчивых ступеней. Теперь можно вспомнить тему «Интервалы», решая тест.

Молодцы! Если вы тест распечатывали, что не забудьте его принести на урок.

Ну а теперь пора поиграть!

Если вы еще не устали, можете поиграть в любую игру на этой странице или посмотреть мультфильм. До встречи на занятиях!

Материал для дистанционных занятий

Здравствуйте, дорогие мои друзья! Надеюсь, вы все здоровы, бодры и веселы! И продолжаете неустанно развиваться в разных областях. Вы ведь очень активны! Вы прекрасно показали себя при подготовке к смотру на звание «Образцовый художественный коллектив», и если бы не обстоятельства, то, безусловно, подтвердили бы это звание! Но мы с вами точно знаем, что высокий уровень вашей музыкальной подготовки не дается легко. Это все результат постоянного  упорного труда. Я рада за вас!

Сейчас в такой серьезной обстановке многократно увеличилась ваша ответственность за свое образование. Вам самим нужно грамотно распределить свое время, расставить приоритеты и продолжить обучение, чтобы не «застрять» на достигнутом.  С этой целью я предлагаю вам следующий материал. Успехов вам! Те теряйте самообладания! Берегите себя и своих близких! По всем вопросам пишите мне в WhatsApp.

  1. «Дети выбирают мир». Работа над ритмом.

Эту песню вы изучаете в ансамбле «Радуга». Предлагаю вам в качестве разминки поработать над ее ритмом.

Анализ:

  • размер 4/4;
  • каждая фраза начинается с затакта – первая доля отсутствует;
  • движение в основном происходит восьмыми нотами;
  • каждая песенная строчка укладывается в двутакт;
  • во втором такте из этих двух образуется синкопа между второй и третьей долями – сочетание восьмой ноты и четвертной с точкой (на последних двух нотах каждой строчки);
  • четвертая строчка начинается с четвертой доли такта и требует особого внимания.

Алгоритм действий:

При первом прослушивании начинаем шагать с первых звуков с сильной доли в размере 4/4, не поем, хлопаем только первую сильную долю.

Замечаем, что первой сильной доли в первом такте нет. Песня начинается со второй доли.

При втором прослушивании не поем, слушаем синкопу на второй и третьей доле.

Вспоминаем схему дирижирования в размере 4/4.

Поем песню с дирижированием в очень медленном темпе.

Повторяем песню до тех пор, пока ритмический рисунок в вашем исполнении станет точным.

  1. Работа с нотным текстом:
  • перепишите в нотную тетрадь №105 и №118 в инструментальном виде, то есть без слов, объединяя восьмые и шестнадцатые под одно ребро;
  • прохлопайте ритмический рисунок в едином темпе;
  • заучите его;
  • проговаривайте ноты соответственно рисунка;
  • определите тональность;
  • спойте гамму в данной тональности и упражнения (вводные ступени, три вида минорной гаммы, мотивы ступеней в натуральном и гармоническом миноре, тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия с обращениями);
  • пропойте номера сольфеджио;
  • транспонируйте номера письменно в тональности Ля – минор и Си – минор;
  • в одной из тональностей подпишите интервалы, образующиеся в мелодии;
  • заметьте, что в №118 пунктирный ритм, а в песне «Дети выбирают мир» такой же ритм, но перевернутый, и это как раз синкопа;
  • сделайте фото и вышлите мне в

Все сделали? А теперь отдыхать!

Посмотрите мультфильм «Гадкий утенок» Гарри Бардина. Получите огромное удовольствие! Он находится на этой же странице ниже, после урока «Закрепление темы «Интервалы». Кстати, вполне можете проработать этот урок завтра!

Всего вам доброго! Успехов и удовольствия!